Глухонемота у детей, или как распознать раннюю глухонемоту
С момента рождения или в раннем возрасте вследствие нарушения слуха, если ребенок перестал слышать, еще не овладев навыками речи, у него развивается глухонемота. Врожденная глухонемота может иметь наследственный характер, являться признаком отсутствия, недоразвития или разрушения слухового нерва. У детей с такой патологией гортань и прочие ЛОР-органы обычно не изменены. Приобретенная глухота вызывается заболеваниями уха, инфекционными болезнями, эпидемическим цереброспинальным менингитом, менингогенным лабиринтом, сифилисом, травмами, интоксикацией. Эти причины могут помешать ребенку, потерявшему слух, овладеть речью.
Чаще всего глухонемота бывает неполной. И при врожденной, и при приобретенной глухонемоте имеются остатки слуха. В барабанной перепонке каких-либо изменений обычно не наблюдается. Распознать глухонемоту у новорожденных и детишек раннего возраста обычно сложно, но возможно. Чаще всего она проявляется, когда ребенок начинает пытаться говорить. Если малыш реагирует на упавший предмет, это не всегда означает, что со слухом у него все в порядке, поскольку в данном случае ребенка привлекает не шум, а раздражение от сотрясения.
У ребенка, который до того, как оглохнуть, уже умел разговаривать, речь становится неясной, беззвучной, монотонной. Отсутствие слухового контроля ведет к развитию патологических изменений в артикуляционном аппарате, нарушению дыхательных и фонаторных функций.
Если в ухе произошли необратимые изменения, вылечить глухоту невозможно. Однако можно восстановить или улучшить речь. Многие глухонемые дети заканчивают обычные учебные заведения и становятся полноправными членами общества. Остатки слуха нужно использовать как можно раньше, иначе они полностью пропадают, что приводит к инвалидности. При наличии остатков слуха, лучшим помощником в данной ситуации будет слуховой аппарат. Из моего личного опыта, дети, имевшие серьезные нарушения речи и ходившие в специальную школу, которым одевали слуховые аппараты только в 11-13 лет, в кратчайшие сроки начинали говорить нормально и могли перейти в обычную школу. Конечно, при полной глухоте это невозможно, и шансы помочь уменьшаются в геометрической прогрессии, с затягиванием со слухопротезированием, но полная глухота встречается редко. Чаще встречается недостаток информации у родителей, отсутствие финансов на хороший слуховой аппарат, безразличие общества (так как помогать здесь надо финансово и в полном объеме, а не словами или полумерами), а иногда и самих родителей к данной проблеме. Есть также сложности и технического плана, когда из-за ограниченных возможностей берут низкобюджетные аппараты детям, аппарат вроде есть, но ребенок категорически отказывается его носить из-за сложности адаптации к такому звуку. Такое случается, когда носят и премиум аппараты, но там исправить ситуацию значительно легче, если провести все необходимые тесты для настройки слухового аппарата, которые можно сделать, когда ребенок станет старше.
Упражнения по восстановлению речи направлены на развитие словесного мышления, фонации, правильного дыхания, артикуляции, правильной расстановки ударений. Также большое значение уделяется улавливанию высоты звуков, ритма и т.п. Хочу отметить, что все эти упражнения теряют смысл, если ребенку не одеть слуховой аппарат, хотя бы оптимального уровня. Так как научить говорить, когда не слышишь окружающей речи становится практически невозможно и эффект всех занятий без слухопротезирования сводится к нулю. Приобрести ребенку оптимальный или премиум аппарат все равно, что подарить надежду на будущее, так как последние технологии в полном объеме реализуются только в премиум моделях. Чем модель ниже классом, тем меньше в ней адаптационных механизмов и качество звука хуже.
Очень важно предупредить прогрессирование нарушения речи и слуха у маленьких детей. Если годовалый или двухлетний ребенок перестал слышать, скорее всего, он станет немым. Если глухота случилась в возрасте двух-четырех лет, несформированная речь может сохраниться до года. Если ребенок оглох в возрасте пяти-шести лет, его речь станет невыразительной, неразборчивой, монотонной. Поскольку нарушается контакт с окружающими, у ребенка меняется психика.
Родители должны вовремя обследовать и начать лечить такого малыша, а при неэффективности лечения в ближайшие несколько месяцев – одевать слуховой аппарат. В настоящее время существует много средств облегчения жизни глухих детей. Это и компьютерные программы различного назначения, и портативные аппараты искусственной речи, и дешифраторы, воспроизводящие субтитры в телепередачах для глухих, и т.п. Но это все может и не понадобиться, при наличии остатков слуха и грамотном слухопротезировании, периодическим контролем за ношением слуховых аппаратов. Например, в оптимальных и премиум моделях слуховых аппаратов есть бортовой журнал, который постоянно фиксирует, сколько времени ребенок носит слуховой аппарат и в каких шумовых ситуациях он бывает. Это может дать ценную информацию, как помочь данному конкретному ребенку в его ситуации. Шаблонное мышление здесь не применимо, так нарушение слуха у всех разное, восприятие звуков тоже. Чем больше индивидуальный подход, тем выше эффект и лучше помощь ребенку. Слуховые аппараты более высокого класса расширяют возможности индивидуального подхода в решении проблемы плохого слуха.
Заикание и прочие нарушения речи обычно сопровождаются нарушением дыхания, поэтому при лечении большое значение уделяется дыхательной гимнастике. Главные ее аспекты – ритмичность и самовнушение.
Рекомендуется делать следующее упражнение:
Данное упражнение рекомендуется делать 4 раза в день. В дальнейшем можно постепенно увеличивать время вдохов и выдохов до 12 ударов пульса. Внимание: дыхательную гимнастику нельзя делать перед сном. |