К сенсорному развитию относят обучение ребенка восприятию окружающего мира, объяснению явлений. Недостаточная гибкость, неточность восприятия дошкольника провоцируют неправильное написание букв, неверное воспроизведение движений на уроках труда, физкультуры в начальных классах. С формированием сенсорных умений развиваются более сложные мыслительные уровни – память, мышление, воображение.
На первом этапе сенсорного развития (3-4 года) ребенок исследует незнакомые предметы, ощупывая их, обнюхивая, пробуя на вкус (материальные действия). На втором (4-6 лет) он выполняет с предметом практические действия, определяя форму, объем, цвет. Формируются навыки ориентировочно-исследовательского движения рук, зрительного восприятия. На третьем этапе (6-7 лет) дети владеют внутренними способами восприятия, умея отличать одни предметы от других, анализировать свойства объектов, их взаимосвязь.
Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Формирование сенсорных умений возможно только через практическое исследование явлений (опытным путем), поэтому с ребенком нужно играть. Для малышей нужно проводить познавательные игры на различение величин предметов, формы и цветовой гаммы: собрать пирамидку, разложить одинаковые по форме и цвету кубики, сгруппировать предметы одинакового цвета.
Сенсорные навыки помогут развить игры-«угадайки». Ребенку предлагают с закрытыми глазами по вкусу определить знакомый фрукт, овощ. В другом варианте упражнения дети достают нужные фрукты из мешочка, определяя их на ощупь. Старшим деткам задание усложняют, предлагая с закрытыми глазами найти по руке знакомого человека (маму, папу и т.д.). Тактильные ощущения тренируют, проводя по детской ручке (глаза закрыты) различными предметами – перышками, игрушками.
Работа с бумагой развивает тактильные, слуховые, зрительные ассоциации-образы. Сминая, разрывая бумажные листы, дети знакомятся с понятиями плотности, мягкости-жесткости, гладкости-шершавости. Затем малыши приучаются делать из листов другие предметы – жгутики, шарики, складывать оригами. Так формируются понятия о формах и объемах. Вырезание цветных бумажных фигур, составление аппликаций, коллажей необходимо для закрепления в памяти геометрических образов.
Музыкальные игры необходимы для развития слухового восприятия. Младшего дошкольника учат различать голоса птиц, животных, одновременно демонстрируя изображения. Более сложное упражнение – разграничить голоса птиц. Старшие детки разграничивают некоторые музыкальные инструменты, учатся узнавать песенки из мультфильмов.
Обонятельное восприятие тренируется подбором по-разному пахнущих предметов. В младшем возрасте ребенок получает представление хороших и плохих запахов. Затем обонятельный ряд можно усложнять творческими заданиями-ассоциациями: как пахнет утро, солнышко, земля и т.п.
Процесс развития сенсорных способностей дошкольника заключается в постепенном накоплении двигательных, зрительных, осязательных, слуховых образов. Успешным он будет тогда, когда ребенок способен ассоциировать образы со словами – понятиями, четко разграничивая их. К пятилетнему возрасту активно пополняется словарный запас ребенка, называть понятия становится его потребностью. Старший дошкольник умеет рассказывать о предметах.
Таким образом, развитие сенсорных умений – способ интеллектуального и творческого развития ребенка, метод упорядочивания личного опыта общения ребенка с окружающим миром.
|